Ремонт блока питания от ККМ Феликс-02, инструкция для новичка.

4 ноября 2015 7109 просмотров

Схема блока питания Феликс 02К.

Введение.  Простенький блок питания предполагает простенький ремонт, но совершенно неожиданно в руках новичка простенький ремонт превратился в относительно сложный ремонт, в который пришлось периодически вмешиваться. Собственно ничего удивительного в ремонте не было, по обыкновению были допущены классические и характерные ошибки для специалиста электронщика, редко занимающегося ремонтом импульсных блоков питания. Не смотря на то, что мы уже несколько раз рассматривали ремонт блока питания от ККМ Феликс 02К (1) и (2), воспользоваться материалами с ресурса наш специалист не смог, так как искал в разделе меню навигации Феликс 02К, а не по термину таксономии «Феликс 02К». Ремонт будем рассматривать с позиции "полевого" ремонта, то есть при минимуме средств измерений и приспособлений.
Неисправность со слов инженера. Блок питания Феликс 02К в разобранном виде работает, в собранном - не работает.
Инструмент.


Мультиметр

Классический мультиметр мы даже не рассматриваем, просто отметим, нужен прибор, который умеет измерять падение напряжения (1), сопротивление до 20МОм (2) и постоянное напряжение до 400В (3).

Нагрузка в 1А. Инструмент, без которого ремонтировать импульсный блок питания не рекомендуется, а в силу схемотехники блока питания Феликс 02К вообще не рекомендуется. В качестве нагрузки будем использовать две лампы задних габаритов и стоп сигналов с ВАЗ 2104 5 и 10 Вт, которые на 13,5В дадут нагрузку в 1 А.



Переходник.

Переходник. Так как разъем блока питания не позволяет делать качественные измерения без шанса, что ни будь замкнуть то берем стандартный переходник для ФР из набора переходников для ремонта.

Ремонт. Симптомы неисправности характерные для так называемой дефектной пайки, на самом деле имеют другие корни - эта поломка говорит о том, что блок питания нестабильно стартует.

1 этап. Проверяем входные и выходные цепи. Эту процедуру можно делать, не разбирая блок питания. Для новичка достаточно проверить, что вилка 220В должна показывать сопротивление около 320кОм (обрыв на режиме измерения падения напряжения) в обе стороны.



Проверяем диодный мост

Проверяем диодный мост

А выход 13,5В должен показывать падение напряжение 420 в одну сторону и обрыв в другую, измерять сопротивление на выходе неэффективно, так как зарядить прибором конденсаторы выходного фильтра практически нереально.



Проверяем диод выходного выпрямителя, красный провод переходника это «+»

Проверяем диод выходного выпрямителя, красный провод переходника это «+»

Отдельно отметим, что специалист не первый раз ремонтирующий такой блок питания может с большой долей вероятности сделать вывод об исправности блока силового ключа и конденсатора сетевого выпрямителя. 

Для справки. 

Имитируем замыкание сток-исток силового ключа VT1 (IRFBE30)



Сопротивление, кружком обведены замкнутые контакты силового ключа VT1 (IRFBE30)

Падение напряжения

Как можно увидеть короткое замыкание межу сток-исток силового ключа VT1 (IRFBE30), при определенной сноровке можно увидеть по падению напряжения на сетевой вилке на ней будет падение напряжение близкое к 1В.

Имитируем обрыв конденсатора входного выпрямителя С7 (47мкФ*450В).


Показания омметра в статике.

Как можно увидеть, неисправность конденсатора входного выпрямителя С7 (47мкФ*450В) увидеть в статике нереально, на практике об исправности конденсатора входного выпрямителя можно судить только в динамике, а учитывая малую емкость (47 мкФ) то требуется значительный практический опыт ремонта.
Приведенные примеры даны только для того, что бы убедить новичка насколько сложно без опыта ремонта определить в статике неисправные элементы: конденсатор входного выпрямителя С7 (47мкФ*450В) и замыкание силового ключа VT1 (IRFBE30)

Мы же остановимся на том, что данным замером мы проверяем исправность диодной сборки сетевого выпрямителя и диода выходного выпрямителя.

2 этап. Замена пускового конденсатора С12(47мкФ*50В) и конденсаторов фильтра С14, С15(2200мкФ*25В). На этом этапе завершаются 90% всех ремонтов.


1- пусковой конденсатор, 2 - конденсаторы фильтра

Внимание. Уж не знаем почему, но, сколько мы бы не твердили о важности этого этапа, новички всегда пытаются исключить его из ремонта. Пример, конкретный ремонт который мы рассматриваем и который вместо 30 минут занял почти 3 часа. Наш специалист проверил конденсаторы визуально на предмет вздутия и так же проверил ESR измерителем - оба теста показали положительные результаты. Тут надо понимать, что в импульсном блоке питания срок жизни этих конденсаторов ограничивается 3-4 годами, а если импульсному блоку питания 7-8 лет конденсаторы де-факто нерабочие, что бы ни показали приборы и визуальный осмотр.

Так как механик не выполнил этот этап, то нам удастся рассмотреть все этапы ремонта характерные для блока питания Феликс 02К.

3 этап. Проверка обратной связи. В данном блоке питания весьма своеобразно реализована обратная связь по напряжению. Вместо привычной TL431 и двумя резисторами делителя мы имеем его аналог, причем, весьма неудачный, если TL431 очень редко приходится менять даже при "тонких" ремонтах, то в блоках питания Феликс 02К начинать ремонт следует с этого узла.


Обратная связь по напряжению, аналог TL431.  1 – транзистор VT5 (КТ315В), 2- R22 (2,7 кОм), 3 – R23 (750 Ом).

В основном выходит из строя транзистор VT5(КТ315В) или меняет свое сопротивление пиленный резистор R23.


Пиленный резистор R23

 

Внимание. Иногда R23 можно увидеть на месте R22 (2,7 кОм). В более новых блоках питания данный резистор R23 (750 Ом) не подвергается обработке надфилем, как результат "плывет" редко, имеет сопротивление 750 Ом и суммарное сопротивление обоих резисторов 580 Ом

4 этап. Проверка входного выпрямителя. Заменяем конденсатор С7 (47мкФ*450В), не забываем осматривать выводы замененного конденсатора.


Неисправный конденсатор С7(47мкФ*450В), неисправность видна даже неспециалисту

5 этап. Проверка выходного выпрямителя. Заменяем диодную сборку В4 (MUR 1620CT) на заведомо исправную. 
На этом этапе вероятность нахождения сбойных элементов сведена к нулю, поэтому инженер консультирующий ремонт взял в руки блок питания и сразу увидел, что этап №2 был пропущен.  Конденсаторы были заменены блок питания перестал, то запускаться, то нет, а стал запускаться стабильно даже в собранном состоянии. В принципе можно было закончить на этом и отдать блок питания клиенту, однако именно блок питания Феликс 02К имеет одну неприятную поломку, которая обычно устраняется этапом №2, №3 и №4 - это отсутствие "горячего запуска".  То есть если к включенному блоку питания подключить нагрузку в 1А, то проблем нет, а вот, если подключить нагрузку в 1А до включения, то блок питания не запускается или запускается, но выдает половинную мощность (лампочки при этом светятся в пол накала). К нашему удивлению рассматриваемый блок питания не давал "горячего запуска", это при том, что этапы №2, №3 и №4 были выполнены, которые как раз и устраняют эту поломку при стандартном ремонте.

6 этап. Проверка обратной связи ШИМ D1(UC3845). Проверка осуществляется путем замены, под рукой UC3845 не оказалось, поэтому поставили UC3843, замена немного некорректная, но так подстроечных элементов регулировки на плате нет, то вполне допустимая. На данном этапе наш новый специалист опять допустил довольно критическую ошибку, которая могла затянуть ремонт на неопределенное время,  дело в том, что ШИМ D1(UC3845) меняется только в паре с ключом VT1 (IRFBE30).
Заключение. Несмотря на специфичность блока питания Феликс 02К, рассмотренная методика ремонта применима для любых импульсных блоков питания на ШИМ UC38xx, само собой 3 этап не рассматривается.