Возврат или ошибочно выбитый чек.

2 ноября 2013 3594 просмотров

Собственно данный материал, это крик души инженера технической поддержки. Каждый раз, когда в техническую поддержку обращается клиент по вопросам возврата на кассовом аппарате, приходится объяснять, чем отличается возврат от ошибочно выбитого чека, и зачем нужно делать возврат – после детального объяснения клиент отвечает, что все понятно и снова задает свой вопрос о возврате, звонок затягивается на неопределенное время.  Попробуем объяснить суть возврата, надеемся этот материал хоть кому нибудь помочь понять для чего нужен возврат.

Внимание данный материал не является прямым руководством к действиям, но по опыту можно сказать, что изложенные разъяснения с вероятностью 80% дадут положительный эффект.

Начнем с прописных истин.

  1. Любой ККМ может делать операцию возврата. Как бы это не было удивительно, но это так, и если вам говорят, что Ваш ККМ не может сделать операцию возврата - не верьте.
  2. Операция возврата возможна только, при наличии денег в кассе на сумму равную или большую суммы возврата. На практике, в самом общем случае, это означает, если у Вас первый покупатель за день принес  товар на возврат, то скорее всего возвратный чек на ККМ не выйдет, просто может не хватить наличности в ККМ (не путать с деньгами в денежном ящике, речь идет о регистре ККМ – «Наличность»).
  3. Операция возврата не уменьшает выручку за текущую смену, но уменьшает сумму наличности в ККМ. На практике, это означает, если Вы продали товара на 1000 руб. из них 400 руб.  за наличный расчет  и 600руб по безналичному расчету (оплата банковской картой), то Z отчет покажет выручку 1000 руб. и наличность в кассе 400руб. (остальные регистры для упрощения рассматривать не будем). Если же при этих условиях сделать  операцию возврата на 100руб., то Z отчет покажет выручку 1000 руб. (то есть выручка не уменьшится!!!), а вот наличность в кассе будет 300 руб. и добавится строчка возврат 100руб.
  4. Существует два способа приема обратно кассового чека – это «возврат товара» и «ошибочно выбитый чек» («неиспользованный кассовый чек»). Вообще то, более правильно всегда принимать чек по операции возврата, но это накладывает определенные добавочные действия по оформлению такой процедуры, гораздо проще принять обратно кассовый чек, как ошибочно выбитый чек.

Вот именно на четвертом пункте идет непонимание, в чем же отличие этих операций, и какой функцию несет процедура оформления возвратного чека.

Итак, операция возврата, это:

  1. Наличие прямого чека с объяснительной, от покупателя с указанием паспортных данных покупателя, то есть у Вас на руках должен остаться чек и объяснительная от покупателя.  Пункт очень спорный так, как противоречит закону о правах потребителя. Но мы не будем это рассматривать  в пределах данной статьи.
  2. Выполнение самой процедуры возврата, возвратный чек и акт по форме КМ3, то есть у Вас у Вас на руках должен остаться чек возврата и акт по форме КМ3.
  3. При работе в товароучетной программе, товар который вернули автоматически занесется на склад без дополнительных усилий со стороны ответственных за это лиц . То есть возвращаемый  товар автоматически возвращается на склад.
  4. Уменьшится сумма наличности в кассе (не путать с выручкой, выручка не изменится!), если товар возвращается за наличный расчет. Очень необходимая операция для тех организаций, которые контролируют помимо выручки еще и наличность в кассе. То есть уменьшается сумма инкассации (сумма наличности, выданная из денежного ящика).
  5. Вопреки заблуждению кассиров возврат не уменьшит выручку, а добавится к регистру возвратов. То есть, регистр возвратов на ККМ увеличится на сумму возврата.
  6. Дополнительное средство контроля за действиями кассира, в случае если торговых точек много и/или они расположены в разных городах/районах.

 

Операция по приему ошибочного выбитого чека (неиспользованный чек), это:

  1. Объяснительная на имя руководителя с указанием причин, которые привели к ошибочно выбитому чеку. То есть на руках должен быть ошибочно выбитый чек, объяснительная, акт по форме КМ3.
  2. Ни один регистр ККМ не изменяется, в том числе Наличность в кассе.

Как видим – операция ошибочно выбитого чека  на порядок проще. Так почему же операция возврата, которая не уменьшает выручку, все же имеет место быть.  Операция возврата, это мощный рычаг контроля действий кассира, которая делает работу за кладовщика при приеме товара обратно на склад.

И последнее, если вы не знаете, как делать возврат, если у вас нет товароучетной  программы, если вы не сдаете наличность по строчке инкассация в Z-отчете, если вы не являетесь звеном в сети торговых точек, то вам подойдет операция возврата товара, по ошибочно выбитому чеку. В противном случае Вам необходимо делать операцию возврата.

Если в техническую поддержку обращаются за помощью с операцией возврата, не пытайтесь объяснить суть процесса возврата – это бесполезная трата времени, так как клиент обычно находится в предобморочном состоянии и очень плохо понимает, когда ему говорят много текста. Гораздо эффективнее показывает себя консультация в виде вопросов, которые заставляют клиента немного подумать.

  1. Есть ли прямой чек, то есть тот чек, который был выдан клиенту на руки вместе с товаром?
  2. Есть ли заявление от покупателя  на возврат товара с указанием паспортных данных покупателя?
  3. Есть ли сам товар, на который делается чек возврата?
  4. Ведется ли в кассовом аппарате учет наличности посредством ККМ?
  5. Есть ли на рабочем месте товароучетная программа?

Как  правило, эти вопросы выбивают почву из под ног у клиента, который обращается в техническую поддержку с целью уменьшения дневной выручки за счет операции возврата товара, забывая про документальную сторону вопроса. Обычно после некоторого раздумья клиент начинает задавать вопросы по существу, а именно, нужна ли операция возврата.