Восстановление неисправных аккумуляторов на примере Delta DT 6012​: миф или реальность.

22 февраля 2014 7471 просмотров

Введение.


Рис. Внешний вид рассматриваемого аккумулятора.

Изначально материал создавался с целью  - аргументировано отговорить читателя от попыток восстановить аккумулятор. Материал сделан на собственных умозаключениях, и может быть ошибочным, но именно по выработанной методике восстанавливаются, диагностируются или выбраковываются аккумуляторы на нашем предприятии. Сразу хотелось бы остудить горячие головы, статистика попыток восстановления  аккумуляторов говорит о следующих цифрах. На восстановление подходит каждый десятый аккумулятор, из этих избранных,  восстанавливается каждый десятый – итого по статистике из ста неисправных аккумуляторов, восстанавливается один аккумулятор и 9 аккумуляторов получаются работоспособными на 40-60%. Что такое 40-60% для аккумулятора? Если это  устройство отслеживающее напряжение на клеммах аккумулятора – то этого мало, и практически такое  устройство работать нормально не будет, а вот если это простой потребитель тока - то этого достаточно. Например не полностью восстановленным аккумулятором 17Ah можно легко завести машину, можно целую ночь освещать походную палатку светом достаточным для чтения, служить источником питания для  электроудочки, разогреть паяльник в полевых условиях и т.д и т.п.  А вот не полностью восстановленному аккумулятору на 1,2Ah найти применение очень трудно, скажем практически невозможно.

В рамках данной статьи употребление термина аккумулятор – подразумевает неисправный аккумулятор, дальнейшая эксплуатация которого,  в штатном режиме невозможна.

Немного теории.

Рассматривать будем аккумулятор Delta DT6012 на 6 вольт*1.2Ач, состоящий из трех аккумуляторных банок. 


Устройство аккумулятора, схематичное, пропорции не соблюдены.

Плюсовые электроды состоят из двух сдвоенных пластин обернутых с двух сторон сепаратором пропитанным электролитом, в который добавлены загустители. Отрицательные электроды состоят из трех одинарных пластин, две пластины закрывают конструкцию с внешних сторон и одна пластина находится по центру. Вся эта сборка пластин и прокладок  находится в герметичной секции, сверху имеющая отверстие закрытое резиновой пробкой, пробки сверху закрыты пластиковой крышкой. Таких секций в аккумуляторе три штуки соединенные между собой двумя перемычками, крайние секции имеют отводы наружу, являющиеся клеммами аккумулятора.

Описание аккумулятора.

  • Дата производства: март 2013г., такой вывод сделан на основании надписи на крышке аккумулятора «YD 120315»
  • Консервация:  до 18 июля 2013г.
  • Эксплуатация: с 18 июля 2013г. в составе Элвес-Микро-МК, эксплуатировался редко, блок питания включен постоянно, на лицо перезаряд аккумулятора.
  • Выход из строя: 18 января 2014 г.
  • Внешние признаки: Секции аккумулятора не вздутые, ЭДС в норме, Ток проверен на мощную нагрузку – в норме,  Напряжение под нагрузкой  5,5 – 5,9В. Под  крышкой закрывающей  резиновой пробкой, наблюдаются следы протекшего электролита. 

В ККМ Элвес-микро-К аккумулятор проявлял себя так:  при печати выдавал ошибку Acc.Lo, попытка зарядить аккумулятор штатным зарядным устройством – результатов не давала.

Разбираем аккумулятор.

Пластины в идеальном состоянии, как отрицательные, так и положительные. 


Состояние отрицательных пластин аккумуляторов - идеальное.

Сепараторы насыщены электролитом в полной мере. На пластинах положительных электродов наблюдается небольшая деградация.


Состояние положительных пластин аккумуляторов - хорошее.

Секция аккумулятора имеют следующие параметры, ЭДС и ток короткого замыкания.

Минусовой вывод  -> Секция №1 2,23В 2А -> Перемычка R1 0.4 Ом-> Секция №2 2,26В 0,4А -> Перемычка R2 0,6 Ом ->   Секция №3 2,26В 0,3А -> Плюсовой вывод.

Налицо заметный перекос, поэтому проверяем каждую из двух банок с пониженным током короткого замыкания. Проверка осуществлялась зарядом в течение 5 минут напряжением 5 вольт, ток заряда не контролировался, такая процедура показала – секции заряжаются, и держат ток короткого замыкания почти в 1,5А. По результатам - получаем, все три секции в отдельности работоспособны и фактически могут быть восстановлены каждая в отдельности, но в целом аккумулятор неработоспособен.


В разобранном виде дефект проявил сам себя, перемычки не могут удержать вес нагруженных на них пластин.

Всю картину портят перемычки, последние имеют сильные следы деградации, перемычка ближняя к минусовому выводу практически разрушена, следы разрушения наблюдаются даже на горизонтальной перемычке, перемычка ближняя к плюсовому выводу имеет деградацию заметно меньшую, где то половина вертикальной перемычки.


Состояние перемычек в разобранном виде.

 
Состояние перемычек при ближайшем рассмотрении.

Перемычка bat3-bat2 разрушена только на вертикальной части перемычки (на фото справа)

 

Вертикальная часть перемычка bat1-bat2 полностью, даже горизонтальная часть перемычки разрушена почти полностью (на фото справа)


Вот как выглядит перемычка в порошкообразном состоянии

 


Состояние перемычек по результатам вскрытия.

Сопротивление перемычек:  с максимальным разрушением 0,6 Ом, с минимальным разрушением 0,3 Ом.

Как видно из схемы при увеличении тока нагрузки увеличивается падение напряжения на перемычках R1 и R2.  При токе потребления в 1А общее падение на внутренних перемычках может составить 1В, что фактически является фатальным для устройств с зашитой от пониженного напряжения на аккумуляторах, устройство просто отключится.

Диагностика.

С одной стороны аккумулятор является герметичным, и фактически не подлежит диагностике, но на самом деле производители аккумуляторов оставили небольшую лазейку - заливную горловину, закрытую сверху резиновой пробкой. Сами пробки закрыты пластиковой пластиной, которую довольно просто демонтировать.


На снятой верхней крышке видны следы выплескивающего электролита, это говорит о  кипении секции аккумуляторов.

Фактически появляется доступ к массивным перемычкам соединяющей пластины одной полярности в единое целое. Таким образом, можно замерить следующие  параметры:

  • напряжение на одной секции
  • ток короткого замыкания одной секции
  • сопротивление межсекционной соединительной перемычки
  • при определенной сноровке – уровень насыщенности сепаратора электролитом

Особое внимание уделяем сопротивлению перемычки, которое в идеале должно быть равно нулю.

  • 0,1-0,2 Ом незначительная деградация перемычки. Может подойти для дальнейшего использования в устройствах, которые отслеживают уровень напряжения на  аккумуляторе.
  • 0,3-0,4 Ом средняя деградация перемычки. Может использоваться в устройствах, которые не отслеживают уровень напряжения на аккумуляторе. Требуется меры по уменьшению сопротивления перемычки.
  • 0,4-0,6 Ом сильная, практически необратимая деградация перемычки. При большой емкости аккумулятора может использоваться без особых проблем, при малой емкости – для дальнейшего использования требуется провести комплекс мер для попытки уменьшить сопротивления перемычки.
  • Больше 0,7 Ом – полная деградация перемычки. Дальнейшая эксплуатация возможна только после попытки  уменьшения сопротивления перемычки.

Другим фактором при диагностике аккумулятора является срок эксплуатации. На практике срок эксплуатации аккумулятора выяснить довольно сложно, поэтому надо опираться на дату выпуска.

  • менее  1 года – такой маленький срок говорит о неправильной работе зарядного устройства, либо о заводском браке (к заводскому браку отнесем и подделки). Как правило, восстановлению не подлежат.
  • 1-2 года – срок службы для аккумулятора очень мал, и служит результатом нарушением условий эксплуатации, либо слишком интенсивной эксплуатации. Основная категория, подлежащая восстановлению.
  • 3 года – нормальный эксплуатационный срок.  Аккумулятор эксплуатировался правильно, без нарушений условий эксплуатации. Из этой категории аккумуляторы имеют  большой шанс на восстановление.
  • 4-5 года – очень хороший эксплуатационный срок. Такой срок эксплуатации говорит не только о правильной эксплуатации, но и о хорошем качестве исполнения аккумулятора. Именно эта категория, не смотря на большой срок эксплуатации, дает очень хорошие качественные результаты при восстановлении до 80% первоначальной емкости, хотя процент восстановления очень низок.
  • 6 более лет – срок критический для жизни аккумулятора, из этой категории процент восстановления стремится к нулю.

Восстановление аккумулятора

В интернете довольно много информации по этому поводу, в рамках данного материала мы не будем рассматривать, а вынесем в отдельный материал. Отметим лишь статистику, до 20% первоначальной емкости восстанавливаются около 90% аккумуляторов, но это фактически аккумулятор, который не жалко выбросить. А вот около 10% восстанавливаются почти до работоспособного состояния, и допускаются для использования в личных целях (не коммерческое использование). 1 % восстанавливается практически полностью, но не рекомендуется для дальнейшего коммерческого использования.

Выводы.

Почему не надо восстанавливать аккумуляторы.

Аргумент №1

Последнее время наблюдается тенденция уменьшения срока службы аккумуляторов. Не радуют и новые аккумуляторы, некоторые представители просто не соответствуют указанной на шильдике емкости. На практике встречались, абсолютно новые, аккумуляторы на 17Ач, которые с трудом соответствовали по параметрам аккумулятору в 12Ач, а порой и вообще соответствует емкости 9Ач. Если новый аккумулятор имеет емкость в 50%, то после восстановления можно представить, что емкость закономерно уменьшится, а значит даже успешное восстановление емкости аккумулятора, например 80%, даст на выходе только 40% от емкости аккумулятора написанной на шильдике.

Аргумент №2

Как видно из рассмотренного примера, аккумуляторы могут иметь неустранимые дефекты, как например разрушение перемычки между секциями аккумуляторами. Закон Ома утверждает, при токе в 17А падение напряжения на сопротивлении  в 0,1 Ом составляет 1,7В, а значит, даже незначительная деградация перемычки на больших токах потребления делает аккумулятор практически бесполезным для устройств с контролем напряжения на клеммах.

Аргумент №3

Полученный результат, в виде восстановленного аккумулятора, все равно не соответствует полной изначальной емкости, что делает невозможной дальнейшую эксплуатацию в коммерческих целях невозможно.  Соответственно никакой материальной выгоды от процедуры восстановления аккумуляторов не будет. Таким образом, восстановление аккумуляторов является больше хобби, чем занятием приносящим пользу.

 

Теги: