Продаются процессоры Штрих-ФР-К под ЕГАИС

УАЗ Хантер. Индикатор исправности свечей накала

Свеча накаливания
Рис. Свеча накаливания

Введение. Введение. У нашего коллеги возникла необходимость диагностики исправности свечей накаливания в дизеле автомашины УАЗ Хантер не выкручивая свечей из двигателя.

Для справки. Дизельному двигателю зимой требуется предварительный подогрев камеры сгорания, для этого в камеру сгорания устанавливаются специальные предпусковые свечи, которые  работают в довольно жестких условия и имеют тенденцию выходить из строя. При выходе из строя хотя бы одной предпусковой свечи дизельный двигатель зимой не заведется. Так как свечи имеют низкое сопротивление и подключены параллельно, то выявить неисправную свечу не представляется возможным. Те, кто хоть раз в 30 градусный мороз занимался заменой этих свечей знают, как важно определить неисправную предпусковую свечу не снимая шину питания, которая общая для всех четырех свечей накаливания.

Возникает вполне резонный вопрос – какова практическая ценность задумываемого прибора. Если в мороз дизельный двигатель пыхтит, дымит, кашляет – важно понять, почему это происходит, свечи не прогревают камеру сгорания или тому есть другая причина . Таким прибором мы практически мгновенно диагностируем исправность свечей, расположенных в не очень доступном месте, к тому же общая шина питания не позволяет произвести диагностику оперативно.

Готовое решение из интернета по индикатору неисправной свечи.
Рис. Готовое решение из интернета по индикатору неисправной свечи.

Решение. Над задачей по индикации неисправной свечи думали почти две недели. В интернете есть решение по индикации неисправной цепи при помощи диодов Шотки на 20А, но такое решение не очень устраивало по двум причинам:

  • Диоды Шотки хоть и имеют низкое падение напряжения на переходе, но надо ставить мощные радиаторы, а это увеличение габаритов конструкции блока инидикации.
  • Невысокая надежность  схемы, диоды Шотки довольно капризны, любое неосторожное изменение условий эксплуатации может привести к плачевным результатам.

Использование датчика Холла почти идеальное решение, но при этом пришлось бы делать схему контроля датчиков Холла, тем самым понизив надежность конструкции, то есть те же грабли, но с другой стороны.

Наше решение, индикация ниесправной цепи накаливания.
Рис. Наше решение, индикация ниесправной цепи накаливания.

В качестве альтернативного варианта датчика решили использовать геркон, провод идущий от свечи в несколько витков обмотали вокруг геркона, а вот сигнал с геркона завели на светодиод, само собой через ограничительный резистор. Преимущества данной схемы в ее «дубовости» сломать или испортить ее практически невозможно, а  низкая себестоимость ключ к искомому варианту. В зависимости от типа геркона, размыкающий или замыкающий можно выбрать тип логики индикации, светодиод горит свеча неисправна либо светодиод потух свеча неисправна. Мы рекомендуем геркон нормально разомкнутый, то есть потухший светодиод сигнализирует неисправную свечу .

Заключение. Несмотря на желание не изменять схемотехнику автомашины, без этого не обошлось, пришлось убрать планку шины питания, проходящую по всем четырем свечам, и проложить ее отдельными проводами к каждой свече. Без этой доработки смысл блока диагностики свечей полностью теряет свой смысл.

 

Практика.

Провода. Убираем планку питания свечей накаливания и каждому наконечнику свечи ведем отдельный провод, толщина провода должна быть точно такой, как и толщина провода к  ранее установленной общей  шине питания свечей. Если сделать тоньше то провода будут греться, если толще, то витков намотанных вокруг геркона получится мало, и создаваемого магнитного потока будет мало для стабильного  срабатывания геркона.

Важно! При 3-4 витках геркон срабатывает только при комнатной температуре. При минус 30-35 градусах мороза, геркон  от такого количества витков не срабатывает. При минус 10-15 градусах мороза, геркон  от такого количества витков срабатывает, но не стабильно.

Датчик тока. Геркон выбираем самый длинный - это около 60-80 мм, соответственно получится 6-8 витков вокруг геркона. Провод предварительно наматываем на отвертку, затем полученную спираль впаиваем в плату. Внутрь спирали устанавливаем геркон, предварительно обмотанным уплотнителем, что бы не было желания болтаться внутри спирали.
Конструктив. Вся конструкция идеально размещается в корпусе реле РР 950 (РР  951).

Внешний вид реле РР 950, электронику с передней панелью убираем за ненадобностью.
Рис. Внешний вид реле РР 950, электронику с передней панелью убираем за ненадобностью.

Саму конструкцию делаем на двух платах, герконы отдельно, светодиоды отдельно.

Наш вариант конструкции индикатора исправности свечей накаливания
Рис. Наш вариант конструкции индикатора исправности свечей накаливания. Рисунок платы для наглядности немного исказили, в нашей конструкции наоборот спираль находится на одной прямой относительно оси геркона.

Плата с герконами делается под размер бывшей платы реле и будет сидеть в салазках корпуса реле. Плата индикации крепится двумя саморезами к корпусу реле. Всю конструкцию ставим под капот машины.

 

Комментарии

Мудрено, можно очень очень

Мудрено, можно очень очень просто. Нужно измерить падение напряжения на подводящем к свечам проводе китайцем на пределе измерения милливольты. Записать это значение для всех работающих свечей. Если будут сгоревшие свечи, то это напряжение будет соответственно ниже.

При разной внешней

При разной внешней температуре - показания будут разные, это проверено на практике. Единой универсальной цыфры не будет, а значит надо напрягать серое вещество

Основная суть доработки в следующем - убрать основную шину и сделать четыре раздельные шины, дабы на морозе - при замене одной свечи не снимать 4 маленьких гаечки М6, а только 1  гаечку. После разделения общей шины замеры конечно можно делать по предложенной методике,  но хозяин решил, что с индикацией ему будет проще. 

 

 

Можно измерить для нескольких

Можно измерить для нескольких температур. Проблема с неработающей свечей проявляется при ниже минус 10.
Есть еще один способ. Измерять сопротивление четырех свечей впарралель китайским миллиомметром. Заодно этим миллиомметром удобно выбирать при покупке новой АКБ экземпляр с наименьшим внутренним сопротивлением.
Сейчас при производстве свечей делают более тонкую спираль. Уменьшается мощность свечи. Сопротивление свечи д.б. 0,386 Ом. Но купить свечу с таким сопротивлением нереально. В основном будет 0,5 Ом, встречаются и 0,6 Ом.

>> Есть еще один способ.

>> Есть еще один способ. Измерять сопротивление четырех свечей впарралель китайским миллиомметром. Заодно этим миллиомметром удобно выбирать при покупке новой АКБ экземпляр с наименьшим внутренним сопротивлением.

Вот именно с этого мы и начинали, измеряли сопротивление, но столкнулись с таким эффектом - сопротивление свечей было разное - даже от одного производителя, плюс разность температур давала разные показания - общей стабильности в измерениях не было, учитывая, что при морозе в -20 ... -35С на улице, провода от прибора вставали колом и ломались. В связи с этим и встал вопрос универсальности измерений со 100% гарантией измерений даже для человека далекого от электричества с минимальными затратами времени нахождения на морозе и с минимальным временем демонтажа свечи.

С герконами хорошо придумали.

С герконами хорошо придумали.

В принципе можно было

В принципе можно было поставить УПТ с выходом на светодиод к каждой свече. По яркости свечения появилась бы возможность оценивать качество работы свечи.

На самом деле вариантов много

На самом деле вариантов много решения этого вопроса много, но интересовал самый легко повторяемый и имеющий минимальную стоимость повтороения.