Продаются процессоры Штрих-ФР-К под ЕГАИС

ШИМ-контроллер из 50-х годов.

Вибропреобразователь ВС-2,4 дата выпуска март 1956г.

Вибропреобразователь ВС-2,4 дата выпуска март 1956г.

Сегодня на почту пришло письмо со схемой DC/DC автомобильного преобразователя. Схема как схема, поломка как поломка - ничего не обычного нет, если бы, не одно но… DC/DC преобразователь из 24В бортовой сети  делает 12В для устройств со стандартным автомобильным питанием, то бишь 12 вольтовых устройств. Не вдаваясь в технические параметры, а устройству есть чем похвастаться, заглянул на ценник, за такие неприличные деньги, лично я, кинул бы обыкновенный провод с плюса того аккумулятора, который сидит на корпусе. Но глядя на довольно сложную схему преобразователя вспомнилось интересное инженерное решение из 50 годов, которое решало аналогичную проблему.

Представьте себе советский автопром 50-х годов, в те времена легковая машина считалась роскошью, а не средством передвижения. В любые времена роскошная машина должна быть упакована по максимуму, и даже больше чем по максимуму. Не был и исключением автомобиль «Волга», в нем был установлен радиоприемник. Для современных автомобилей существуют десятки тысяч вариантов всякого рода радиоприемников, но, ни один из них не может похвастаться радиолампами в начинке, хотя может очень дорогие, люксовые варианты и имеют подобие радиоламп в усилителях, не берусь утверждать. В автомобильном радиоприемнике 50-х годов лампы стояли не для ценителей чистого звучания, полупроводниковая электроника была в зачаточном состоянии, транзисторов просто не существовало. Не вдаваясь в техническое описание работы радиоламп,  просто отметим, для нормальной работы радиолампы с правой характиристикой необходимо +1В накал, сетка, +200В на анод, простая задача, была практически неразрешима в малогабаритном исполнении. С одной стороны задача проста, ставим повышающий трансформатор и… вуаля, получаем требуемые напряжения. Но вот проблема, бортовая автомобильная сеть – это 12 постоянного напряжения, трансформатор к постоянному источнику напряжения не подключить, нужна «дрыгалка». В современных DC/DC преобразователях стоит ШИМ-контроллер управляющий силовым транзистором, который и раскачивает трансформатор постоянным током, то закрываясь, то открываясь создает в трансформаторе меандр, достаточный для работы трансформатора. Но вот в далеких 50-x, ни чего подобного не было, а радио слушать хотелось. На помощь как всегда пришла военная техника, там эта проблем была давно решена, там использовался «атец» всех ШИМ- контроллеров вибропреобразователь.

Принцип работы вибропреобразователя был примитивен, трансформатор подключался к бортовой сети 12,через нормальнозамкнутые, подпружиненные контакты.  За контактами, помимо обмотки трансформатора, подключалась обмотка соленоида, которая управляла контактами вибропреобразователя. При включении, ток проходил через нормальнозамкнутые контакты на первичную обмотку трансформатора и соленоид, соленоид в свою очередь размыкал контакты и обмотка трансформатора и соленоид оказывались отключенными, в обмотке трансформатора формируется ЭДС самоиндукции на вторичной обмотке, а пружина вибропреобразователя возвращала нормальнозамкнутые контакты в исходное положение и цикл повторялся. Частоту генерации этого псевдо ШИМ-контроллера задавала жесткость пружины. Несмотря на низкую рабочую частоту, этот ШИМ-контроллер мог уйти в режим непрерывных токов, для предотвращения этой ситуации, во вторичной цепи устанавливался грифлик, цепочка из конденсатора и резистора, в современных цепях такое решение получило название - снаббер . Подключение грифлика решало три проблемы, мы имеем почти активный снаббер, а значит более высокий КПД, уменьшаем искру на контактах вибропреобразователя, тем самым увеличиваем ресурс  работы контактов, и наконец получаем фильтр по борьбе с гармониками и ВЧ помехами, что для радиоприемника немаловажно.

Упрощенный принцип работы DC/DC автомобильного преобразователя 50-х годов на вибропреобразователе.

Упрощенный принцип работы DC/DC автомобильного преобразователя 50-х годов на вибропреобразователе.

Думаю схема достаточно наглядно показывает принцип работы. В комментариях нуждается только +12В, на схеме они посажены на корпус автомобиля, и это не опечатка. Первые автомобили, как советского, так и импортного автопрома, имели плюс на массе, и только когда открыли полупроводниковый эффект под напряжением в местах соединения разных металлов, на корпус машины стали кидать минус.

Несмотря на миниатюрность DC/DC автомобильного преобразователя 50-х годов, по габаритам он не уступал размерам радиоприемника, при работе сильно гудел, и имел вид отдельного устройства.

Схема автомобильного радиоприемника А8

Схема автомобильного радиоприемника А8

Для примера, приводим схему лампового автомобильного приемника А8, устанавливаемого в автомобиль "Победа", "Москвич" в 50-х годах, в которой используется вибропреобразователь.

Чуть позже мы затронем вопрос как такую же проблему решали в импортном автопроме.

 

Комментарии

Очень интересно, спасибо

Очень интересно, спасибо

там нет никакого шим, это

там нет никакого шим, это обычный повышающий преобразователь, и приемник ламповый потому что другого ничего не было

Алгоритм работы

Алгоритм работы вибропреобразователя  практически совпадает с работой ШИМ, в отличии, например от симметричного мультивибратора где в первичке требуется -  либо четыре отдельные  обмотки, либо две со среденй точкой:

Работает с одной первичной обмоткой

Работает в ключевом режиме

Есть времязадающая цепь - пружина

Ну чем не ШИМ контроллер?

 

 

Клево.у меня есть релюха с

Клево.у меня есть релюха с обмоткой 5 вольт. и импульсный трансформатор.хочу преобразователь для люминесцентной лампы 12 Вт сделать от аккумулятора мобильника.вот как грифлик рассчитать?или можно без него:?

Проще сделать преобразователь

Проще сделать преобразователь на на обыкновенном ШИМ, так как тарахтит подобный преобразователь не хуже перфоратора соседей.

Медодикой рассчета активного грифлика - не обладаем, мы практики, а не теоретики. Что бы не подгорали контакты можно поставить пассивный грифлик, параллельно контактам, конденсатор последовательно с резистором, например как в ИБП APC Smart.

Для примера схема Smart UPS SC620I. Резистор R47 находится в искрогасящей цепи для контактов реле RY2.

Там в радейці класичний

Там в радейці класичний пуш-пул. А от з кенотроном -- це вже проапгрейджена версія, первісно перемикаючі групи не впаралель по 12в працювали, друга стояла у вторинному колі як синхронний демодулятор.
І частоту в вібрику не просто пружина задавала, там був повноцінний пружинний маятник з додатковим тягарцем.
А щодо військової техніки -- можливо, в 20-30-х і використовувалися вібрики (хоча мені в руки потрапляли тільки девайси з високовольтними анодними батареями на 200 вольт[передача] з відводом на 80[прийом]). Але серйознішим і надійнішим рішенням був умформер -- двоколекторний мотор-генератор зі спільною магнітною системою.